Антимонопольная служба направила запросы авиаперевозчикам, в которых требует объяснить механизм образования цен на билеты. Эти действия ФАС решила предпринять после совещания в правительстве: на нем было высказано предположение об установлении необоснованных накруток на билеты со стороны систем предварительного бронирования, которые преимущественно обслуживаются иностранными компаниями.
По мнению чиновников, системы онлайн-бронирования, такие, как Amаdeus, корректируют цены на пассажирские авиаперевозки, в результате искусственно завышая цены. Если разобраться с этим вопросом, тогда можно будет существенно снизить стоимость билетов на самолеты на внутренние и внешние рейсы. В правительстве подобный механизм назвали «карательным сговором авиакомпаний мира».
В свою очередь перевозчики отрицают подобные обвинения и уже готовят необходимые документы, а эксперты объясняют, в чем ошиблись чиновники. Как заявили защитники авиакомпаний, у систем онлайн бронирования приобретается лишь программное обеспечение и серверы для его работы, а сами тарифы устанавливает компания-перевозчик.
На данный момент действительно применяется динамический механизм ценообразования, но его разрабатывают сами компании, исходя из популярности направлений, цен конкурентов, количества уже проданных билетов, статистики за предыдущие периоды и других факторов. В итоге получается формула, при использовании которой цена билета оказывается плавающей, но в этом нет никакого сговора, и на процесс совершенно не может повлиять сам сервис бронирования. О том, что перевозчики покупают только алгоритм, а цену полностью устанавливают сами, заявили и в единственной российской системе онлайн-бронирования «Сирена-трэвел».
Также эксперты рынка отметили, что если государство хочет добиться снижения тарифов на авиаперевозки, то выбранная политика по проведению расследования ФАС ничего не даст. Компании, скорее всего, без особых усилий смогут обосновать целесообразность проводимой ценовой политики. А вот что действительно стоит сделать, так это предоставить наконец-то авиакомпаниям пассажирские самолеты отечественного производства по льготным программам кредитования или лизинга. Это чиновники давно обещали сделать, но пока от слов не перешли к делу.