Благодаря стремительным темпам развития экономики Япония стала одной из крупнейших арен для предпринимательской деятельности в мире. Бизнес в Японии дает возможность заработать как инвесторам, так и учредителям малых и средних предприятий. Однако японская система бизнеса имеет некоторые особенности. Поэтому прежде чем начинать собственное дело в Стране восходящего солнца, необходимо ознакомиться со всеми тонкостями японской деловой жизни.
- Иммиграция с целью бизнеса
- Законы о предпринимательской деятельности
- Разновидности деятельности
- Какое дело наиболее выгодное
- Как открыть бизнес-визу
- Необходимые документы
- Продление бизнес-визы
- Открытие нового бизнеса
- Необходимые документы для регистрации компании
- Уставный фонд
- Налогообложение бизнеса
- Предпринимательская деятельность для граждан СНГ
- Покупка готового бизнеса
- Офшорные компании в Японии
- Топ-10 бизнес идей из Китая, Японии и Кореи: Видео
Иммиграция с целью бизнеса
Владение собственным бизнесом в Японии не дает официального права иммигрировать в страну. Получить возможность проживать на территории государства легально можно лишь через трудоустройство, брак с гражданином/гражданкой Японии или поступив в высшее учебное заведение. Каждый из этих вариантов предполагает чрезвычайно длительный процесс оформления визы резидента, который обычно длится годами.
Законы о предпринимательской деятельности
Ведение бизнеса в Японии регулируется следующими законами:
- «О правах интеллектуальной собственности»;
- «О контроле реализации внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности»;
- «О содействии в формировании нового бизнеса»;
- «О поддержке малого и среднего бизнеса».
К основным нормативно-правовым актам Японии, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся также Антимонопольный закон и Коммерческий кодекс.
Разновидности деятельности
Япония располагает широким спектром деятельности для деловых людей. К примеру, можно найти возможности в многоуровневом бизнесе – по сетевому маркетингу эта страна находится на первом месте в мировом рейтинге. Если говорить не об обороте товаров, а о количестве наименований, то в процентном соотношении сетевой бизнес в Японии занимает 90% всего рынка, а ежегодный оборот японских компаний составляет около 30 млрд долл. США. Наиболее распространенные товары в сфере сетевого маркетинга в Японии – это косметика, продукты для ухода, диетические еда и напитки, пищевые биодобавки и товары для дома.
Не последнее место в японском бизнесе занимает сфера информационных технологий. IT-бизнес считается одним из главных двигателей стремительного экономического роста страны и активно поддерживается на правительственном уровне. Большое количество средств выделяется на разработку глобальных сетевых технологий с целью контроля общественных аспектов жизни японских граждан посредством компьютеров. Япония нуждается в IT-программистах и web-специалистах, поэтому для иностранцев в этой сфере открыто множество вакансий.
Япония предоставляет широкое поле выбора видов деятельности. Причем некоторые бизнес-идеи в Японии откровенно могут удивить своей необычностью. Так, к примеру, здесь была придумана услуга по предоставлению аренды жилья молодым девушкам, которые хотят попробовать жить самостоятельно после ухода из родительского дома. Другой пример не менее оригинальной идеи – публикация в газете истории отношений одним из бывших супругов при разводе. В общем, в Японии можно организовать не только прибыльное, но и оригинальное дело.
Какое дело наиболее выгодное
Если вы хотите приобрести акции крупной японской компании, то изначально следует подробно изучить национальные особенности рынка ценных бумаг Японии. Так, продажа и покупка облигаций на японской фондовой бирже производится в форме аукциона. Здесь выставляют на продажу акции такие компании, как Honda, Toyota, Nikon, Olympus и множество других. По степени капитализации Токийский фондовый рынок уступает лишь Нью-Йоркскому.
Если же вы нацелены исключительно на малый или средний бизнес, то самые популярные виды бизнеса в Японии в этом сегменте – это ресторанный бизнес, изготовление тканей для одежды (в том числе для кимоно), а также производство циновок.
Как открыть бизнес-визу
Для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Японии, не нарушая законы, предпринимателю следует оформить бизнес-визу. Она нужна и тем, кто намерен посетить страну с деловыми целями (для участия в культурных и спортивных мероприятиях, бизнес-конференциях) или для того, чтобы провести бизнес-переговоры в Японии. Для оформления японской деловой визы необходимо заранее позаботиться о некоторых документах, которые должна подготовить и выслать японская сторона. Срок ожидания японской визы в обычном порядке составляет более одного месяца. Также существует возможность оформления визы за 9 дней при наличии серьезных оснований для ускоренного рассмотрения заявления на визу в консульстве.
Необходимые документы
Для оформления деловой визы нужно подготовить следующие документы:
- Загранпаспорт со сроком действия не менее чем полгода после завершения поездки в Японию; если имеется старый паспорт, то его тоже желательно предоставить в консульство;
- Копии страниц гражданского паспорта, на которых есть отметки;
- Заполненная анкета, предоставленная японским консульством;
- 2 фотографии 35 х 45 мм, на которых изображение лица должно занимать более 70% общей площади;
- Справки с места работы с указанием должности, срока работы и размера заработной платы;
- Официальное приглашение от компании в Японии, в котором должны быть обозначены цель и дата приезда в страну.
Важное примечание: помимо официального приглашения японский партнер должен выслать гарантийное письмо, программу мероприятия и информацию о компании (вид деятельности, документы о регистрации и уплате налогов). Данные документы должны подтвердить деловую цель поездки.
Необходимо, чтобы в высланных документах бизнес-партнер указал сроки пребывания и все подробности о проживании приглашенного, программе визита, а также свою контактную информацию.
Продление бизнес-визы
Виза для деловых визитов выдается сроком на 3 месяца. В Японии нет возможности продления краткосрочных виз, поэтому заявителю следует грамотно организовать поездку, чтобы успеть наладить бизнес за отведенное время. Если заявителю нужно остаться в Японии дольше положенного срока, следует рассмотреть вариант оформления долгосрочной визы.
Открытие нового бизнеса
Такие формы предпринимательства, как малый и средний бизнес в Японии, довольно несложные в ведении, так как их развитию способствует поддержка со стороны японского правительства. Однако само начало нового дела – весьма трудоемкий процесс: процедура подготовки и подачи заявления для регистрации требует немалых усилий, а также знаний в области предпринимательства. Поэтому прежде чем начинать коммерческую деятельность, желательно нанять специалистов. В частности, при оформлении своего предприятия в Японии сложно обойтись без услуг юриста, бухгалтера и аудитора.
При подаче документов на оформление предприятия потребуется заверение печатью, которое должно быть выдано в родном государстве. Если начинающий предприниматель не имеет возможности воспользоваться этим инструментом, ему придется ставить подпись на каждом новом документе, а затем заверять ее у нотариуса.
Японское правительство активно поддерживает бизнес-инициативы иностранцев. Главное – грамотно разработать бизнес-план. Самое сложное – получить разрешение на осуществление коммерческой деятельности. Однако при правильной организации бизнеса у иностранного предпринимателя не должно возникнуть сложностей.
Необходимые документы для регистрации компании
Начало предпринимательской деятельности в Японии сопровождается подготовкой следующих документов:
- свидетельство о подлинности подписи учредителя;
- свидетельство о регистрации печати;
- учредительный договор (заверенный нотариусом);
- устав будущей компании;
- подтверждение наличия счета в банке для сбережения капитала.
В уставе компании должна быть указана следующая информация:
- название компании (можно на английском языке);
- перевод ФИО генерального директора на японский язык;
- адрес будущей фирмы в Японии;
- сфера деятельности предприятия;
- сумма уставного фонда.
Уставный фонд
Одним из важных шагов при учреждении нового предприятия в Японии является открытие счета в банке.
Минимальный размер уставного фонда не установлен, однако если в перспективе учредитель планирует получить многократную визу, то сумма должна быть не менее 5 000 000 ¥ (46 000$).
При этом для того чтобы иметь право воспользоваться налоговыми льготами сумма, которую должен внести учредитель, должна быть не более 10 000 000 ¥ (92 000$).
Налогообложение бизнеса
Японская система налогообложения отличается высокой степенью прозрачности. За осуществление предпринимательской деятельности взимаются следующие налоги:
- подоходный налог компании на федеральном уровне (в частности филиала) – 22-30% в зависимости от прибыли предприятия;
- местный подоходный налог – 20,7% (вычитается из федерального налога);
- налог на предпринимательскую деятельность – 9,6% от дохода.
Предпринимательская деятельность для граждан СНГ
Граждане стран СНГ имеют такие же возможности для открытия собственного предприятия, что и другие иностранцы. Единственным препятствием на пути к началу предпринимательской деятельности является владение японским языком. Поэтому вам следует либо досконально изучить японский язык, либо нанять переводчика.
Помимо языкового барьера, гражданам стран СНГ, не привыкшим к восточному образу жизни, необходимо ознакомиться с тонкостями делового этикета.
Этика бизнеса в Японии отличается чрезвычайным вниманием к мелочам и сдержанностью эмоций. Не стоит забывать и о пунктуальности – опоздание на деловую встречу здесь просто недопустимо.
Также стоит позаботиться о визитных карточках. Помните, что нельзя отдавать только что врученную карточку ассистенту или небрежно класть ее в карман. Но что требует особого внимания, так это отношение к коллективным ценностям. Интересы коллектива в Японии ставятся выше собственных, поэтому при встрече с японцем ни в коем случае не стоит хвастаться своими личными достижениями – здесь гораздо важнее общие успехи компании.
Покупка готового бизнеса
Покупка готового бизнеса во многих случаях может быть более удобным вариантом, чем организация собственного дела. Но прежде чем купить бизнес в Японии, необходимо определиться с видом деятельности, суммой, которую вы готовы потратить, а затем уже приступать к поиску. Объявления о продаже можно поискать в местных периодических изданиях или на интернет-ресурсах, но самый надежный вариант – обратиться в брокерские компании, которые специализируются на продажах франшиз.
После того как подходящий вариант будет подобран, следует осведомиться о причинах продажи предприятия, ведь покупать компанию, которая находится на грани банкротства как минимум нецелесообразно. Поэтому нужно попытаться выяснить как можно больше подробностей и детально изучить историю предприятия. Заключая сделку с директором, следует также позаботиться о гарантийном письме, которое должно свидетельствовать об отсутствии задолженностей. При покупке готового японского бизнеса, как и при регистрации собственного, невозможно обойтись без помощи юриста. После того как вопрос с отсутствием задолженности будет улажен, можно приступать к составлению плана передачи руководящих полномочий.
Офшорные компании в Японии
Регистрация компаний и ведение их бухгалтерской отчетности регулируется японским законодательством. Ознакомившись со списками, публикуемыми Организацией экономического сотрудничества и развития, можно убедиться в том, что Япония входит в число «белых» стран. Здесь выполняются практически все ее условия. Зарегистрированные в офшоре компании составляют лишь 2% от общего рынка. Частично именно поэтому Страна восходящего солнца является довольно привлекательной для зарубежных инвесторов. Благодаря прозрачному ведению налоговой отчетности Япония вызывает большое доверие на международном уровне.
Топ-10 бизнес идей из Китая, Японии и Кореи: Видео
Помогла ли вам статья?