Далеко не все из нас имеют возможность работать или учиться в непосредственной близости от дома. Немногие хотят искать себе временное жилье вблизи работы. Вот и получается, что утром жители пригорода вынуждены ехать в центр, а вечером – возвращаются обратно. К чему приводит такая маятниковая миграция, каковы причины ее возникновения и последствия?
Причины происхождения
Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.
Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.
К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.
Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.
В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.
Особенности маятниковых передвижений
Люди тратят большую часть личного времени в дороге не по собственной прихоти, а из экономических соображений. Как правило, в крупном городе, особенно в центре, находится средоточие источников большого заработка, жилье же, напротив, стоит тем дешевле, чем дальше от центра расположено.
Чем крупнее и развитее город, тем интенсивнее будет движение маятниковых мигрантов. В какой-то момент город исчерпает свои ресурсы по образованию новых рабочих мест, а в пригороде, где, напротив, будет не хватать предприятий, магазинов, образующих удобную инфраструктуру, такая возможность появится. И движение, ранее направленное исключительно в центр, развернется в обратном направлении: теперь мы будем наблюдать два встречных потока, один из которых по-прежнему направлен в центр, а другой – из центра в пригород. Таким образом полярность между деловым центром и спальным пригородом несколько уменьшится, и пригород сам станет небольшим центром притяжения рабочей силы.
Преимущества и недостатки
Итак, маятниковая миграция населения – это в целом положительное явление, которое приводит к росту и развитию городов. Она позволяет перераспределять трудовые ресурсы внутри одного региона, обеспечивая население рабочими местами, а производство – сотрудниками.
Но как только поток ежедневных мигрантов превысит пропускную способность дорог, благо превратится во зло. Вместо того чтобы радоваться возможности работать в центре, а жить в пригороде, население будет проводить массу времени в пути.
Собственно, описанная картина вовсе не нова и знакома всем жителям мегаполисов. Время, оставшееся от работы и сна, человек проводит в пробке. Пробки ухудшают экологическую ситуацию в регионе, а также негативно сказываются на общем самочувствии участников процесса.
Главным условием комфортной жизни в мегаполисах является наличие хорошей инфраструктуры – дорожных развязок и веток общественного транспорта, иначе это грозит массовыми стрессами и сильным загрязнением атмосферы.
Куда легче переехать жить из России: Видео
Помогла ли вам статья?