Путешествие на собственном транспорте по Европе дает гораздо больше преимуществ по сравнению с автобусным туром в составе туристической группы. Но чтобы приятные впечатления не были омрачены проблемами с местной полицией, все документы должны быть в порядке — визы, паспорта, доверенности, документы на автомобиль. Не забывайте, что необходимо заранее предусмотреть, какие нужны водительские права для поездки в Европу, поскольку в странах ЕС действуют разные условия и требования. Разберемся, в чем разница, в каких государствах путешественников ждут сюрпризы и где российских водительских прав окажется недостаточно.
- Поездка в ЕС на собственном автомобиле: главные особенности
- Водительские права для поездки в Европу
- Страны, где признаются национальные права
- Особенности отдельных стран Венской конвенции
- Страны Европы, где потребуется международное удостоверение
- Ответственность за управление авто без международных прав
- МВУ для аренды авто
- Советы и отзывы путешественников
- Заключение
- Видео : В ЕВРОПУ на СВОЕМ АВТО – ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВА: что нужно знать
Поездка в ЕС на собственном автомобиле: главные особенности
Туристическая поездка в Евросоюз на личном автомобиле дает возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, менять график движения, посетить все достопримечательности, до которых нельзя доехать с экскурсией. Неспроста авто входит в тройку наиболее популярных видов транспорта для передвижения на дальние расстояния. Но нужно быть готовым, что автотуризм имеет куда больше особенностей, чем путешествия по воздуху или железной дороге: пути въезда, пакет необходимых документов, визы, ряд обязательных расходов. Впрочем, категории водительских прав в Европе такие же, как и в РФ.
Прежде всего, необходимо определиться с путями выезда из России. Для российских путешественников по ЕС существует два самых популярных автомобильных маршрута:
- Через Беларусь. Наиболее популярный маршрут для тех, кто направляется в Центральную или Западную Европу. Въезд в Шенгенскую зону осуществляется через Польшу, с которой у Беларуси семь пунктов пропуска.
- Через Финляндию. Маршрут для тех, кто едет в Скандинавские страны. Между ними налажено хорошее паромное сообщение, так что объезжать Ботнический залив или Балтийское море по периметру нет необходимости.
Будьте готовы, что на пересечение границы с ЕС придется потратить минимум несколько часов, хотя все зависит от очереди, конкретного пункта пропуска и способа прохождения границы. Например, чтобы сэкономить время, для въезда в Финляндию можно воспользоваться паромом или поездом с автомобильной платформой.
Любому туристу, путешествующему по Европе на автомобиле, потребуется стандартный набор документов:
- действительная Шенгенская виза;
- действительный загранпаспорт;
- полис медицинской страховки, действующий на протяжении всего предполагаемого срока пребывания в ЕС с минимальным покрытием в 30 тысяч евро;
- доказательство финансовой состоятельности (выписка из банка, наличные);
- подтверждение бронирования гостиниц;
- маршрутный лист, составленный в свободной форме;
- доверенности для вывоза детей, ветеринарные документы на животных и так далее.
Помимо этого, потребуются и документы на авто, в том числе:
- водительское удостоверение – подойдут ли российские права в Европе, разберемся далее;
- свидетельство о регистрации ТС;
- доверенность на управление автомобилем, если его собственник не путешествует вместе с водителем;
- полис международной страховки ТС «Green card», действующий на протяжении всего срока путешествия (можно оформить на срок от 15 дней до 1 года помесячно).
И если с большинством стандартных документов все понятно, то вопрос водительских удостоверений для многих остается неясным. Ниже разберемся, какие водительские права действительны в Европе, а пока вкратце рассмотрим основные статьи расходов, на которые придется потратиться автопутешественникам:
- Топливо. Стоимость на бензин в разных странах ЕС заметно варьируется – от 1,20 евро в Польше до 1,90 евро за литр АИ-98 в Нидерландах и Италии.
- Отели. Цены в гостиницах также отличаются в зависимости от страны. В Польше можно без проблем найти отели за 30 евро за ночь, когда в Нидерландах за эти деньги получится снять лишь хостел.
- Питание. Цены в кафе и ресторанах – от 20-30 евро в чеке на двоих. Если приобретать продукты в супермаркете, этих денег свободно хватит на 1-2 дня.
- Платные дороги. Вы точно встретитесь с ними на автобанах Польши. Платные участки также есть в Германии, Италии, Франции, Австрии. В Чехии, Болгарии, Венгрии, Румынии и некоторых других странах для проезда по автобанам придется купить специальную наклейку.
Водительские права для поездки в Европу
Рассмотрим, какое водительское удостоверение нужно и действуют ли российские водительские права в Европе. В ЕС, как и во всем мире, признают два вида прав: национальные и международные. И если национальные — это обычные российские права, то международное водительское удостоверение (МВУ) – дополнение к национальному в виде книжки формата А6, действительное только при предъявлении национальных прав. Получить МВУ несложно: оно выдается в ГИБДД без дополнительного экзамена. Для международных прав потребуется:
- медсправка;
- госпошлина в размере 1,6 тысячи рублей;
- национальные права;
- паспорт;
- заявление.
Другой вопрос, что интернациональные права потребуются не всегда. Делом в том, что существует две основных международных конвенции о дорожном движении – Венская (1968 года) и Женевская (1949 года). Члены Венской конвенции взаимно признают национальные права других стран-подписантов, в том числе и РФ (если это права нового образца, выдаваемые с 2011 года), члены Женевской требуют использования на их территории МВУ. Читайте подробнее, в чем отличия международных и национальных водительских прав.
Страны, где признаются национальные права
Таким образом, с российскими правами можно ездить по Европе без проблем, но лишь в тех странах, которые являются участниками Венской конвенции. Главное условие – использование удостоверения нового образца, исполненного в виде пластиковой карты с продублированными на латинице сведениями о водителе. Европейские государства, где признаются национальные права:
- Австрия,
- Албания,
- Бельгия,
- Болгария,
- Великобритания,
- Венгрия,
- Германия,
- Греция,
- Дания,
- Испания,
- Италия,
- Латвия,
- Литва,
- Люксембург,
- Молдова,
- Монако,
- Нидерланды,
- Норвегия,
- Польша,
- Португалия,
- Румыния,
- Сан-Марино,
- Словакия,
- Словения,
- Финляндия,
- Франция,
- Хорватия,
- Черногория,
- Чехия.
Поскольку большинство европейских стран признает российские права, ни медицинская справка для водительских прав России, ни какие-либо другие документы для их использования на территории этих государств не потребуются. В то же время есть некоторые особенности использования российских прав. Например, в Европе еще остались страны, которые не ратифицировали конвенцию, несмотря на участие в ней, а потому одних лишь внутренних национальных прав может оказаться недостаточно. Узнайте больше информации о том, в каких странах действуют российские водительские права.
Особенности отдельных стран Венской конвенции
Несмотря на подписание Венской конвенции и обязательство признавать национальные права других стран-подписантов, некоторые страны Европы все же имеют ограничения в их использовании. Согласно информации Консульского департамента МИД, приведем перечень таких государств:
- Австрия – национальные права действительны лишь для россиян, которые посещают страну для краткосрочных визитов (до 6 месяцев);
- Бельгия – государство признает национальные права при наличии загранпаспорта;
- Венгрия – местные власти признают российские права на протяжении 12 месяцев с момента въезда;
- Греция – новые правила запрещают движение на арендованном ТС без МВУ;
- Дания – национальные права действительны только во время краткосрочного пребывания при предъявлении загранпаспорта;
- Испания – формально российские права признаются на протяжении полугода, однако по установившейся практике местные власти сокращают этот срок до трех месяцев. Для профессиональных водителей требуется МВУ;
- Латвия – российские права действительны на протяжении полугода;
- Люксембург – российские права действительны шесть месяцев;
- Португалия – удостоверение российского образца действительно 183 дня;
- Франция – национальные права действуют в течение года;
- Нидерланды – полицейские вправе требовать МВУ.
Кроме того, во многих из указанных стран если и признаются национальные удостоверения, международные права могут потребоваться при аренде авто, хотя это зависит от условий конкретного прокатного сервиса.
Таким образом, национальное водительское удостоверение ЕС если и признается, то водители, которые его используют, часто и во многом ограничены. Остановимся подробнее на странах Европы, где не обойтись без МВУ.
Страны Европы, где потребуется международное удостоверение
Не вся Европа поддерживает Венскую конвенцию – ряд стран по-прежнему остаются верными Женевским правилам. А потому, интересующимся вопросом, нужны ли в Европе международные водительские права, мы можем однозначно ответить: в некоторых странах все же нужны. В число таких государств входит Андорра, Ватикан, Ирландия, Исландия, Кипр, Лихтенштейн и Мальта. Формально эти страны обязывают водителей иметь как национальные, так и международные удостоверения. Если вас интересует полный список стран Женевской конвенции, ознакомьтесь с тем, в каких странах нужны международные водительские права в 2022 году.
В то же время, как утверждают в российском МИДе, а также как рассказывают туристы, власти этих стран лояльно относятся к владельцам национальных удостоверений, независимо от конвенции, которую они подписали. Главное, наличие информации о водителе, дублированной на латинице.
Так, несмотря на требования Женевской конвенции, с российскими правами без проблем можно передвигаться по Кипру, Мальте, Ирландии и Исландии.
Однако никто не гарантирует, что остановивший вас полицейский не потребует предъявить МВУ.
Водитель должен понимать: риск понести ответственность и получить проблемы за границей слишком высок. К тому же международные права потребуются при покупке страховки или аренде авто. Поэтому, если МВУ обязательно в стране, в которую вы направляетесь, оформляйте международные права в ГИБДД.
Ответственность за управление авто без международных прав
В странах, где МВУ — обязательное условие для управления транспортным средством иностранцем, отсутствие такого удостоверения приравнивается к вождению без прав. Мера ответственности за это правонарушение устанавливается национальным законодательством страны. Как правило, штраф составляет 100-900 евро и даже более 1 тысячи евро, как, например, в Греции за поездку на арендованном автомобиле без МВУ. При этом за повторное нарушение штраф удваивается и авто может быть изъято.
Оштрафовать могут не только за решение управлять ТС без интернациональных прав, но и за отсутствие национальных прав, так как МВУ без них недействительно.
Поэтому обязательно возьмите в путешествие оба варианта прав, даже если предполагаемый маршрут не предусматривает проезда через страны-подписанты Женевской конвенции.
МВУ для аренды авто
Аренда автомобиля – один из наиболее актуальных вопросов для путешественников с опытом. Даже в стране, подписавшей Венскую конвенцию, в прокатной конторе могут потребовать международные права. Это не будет противоречить законодательству страны: компания-арендодатель дает авто напрокат на тех условиях, на которых считает нужным. Это не значит, что найти прокатную копанию с другими требованиями не удастся. Все зависит от страны, куда вы направляетесь. Так, чаще всего прокатные фирмы просят международные права в странах Женевской конвенции, а также в таких государствах:
- Бельгия,
- Великобритания,
- Греция,
- Италия,
- Норвегия,
- Швейцария.
Таким образом, ответ на вопрос, нужно ли МВУ в Европе, однозначно утвердительный. Даже если местное законодательство и не обязывает водителей к этому, наличие международных прав позволит избежать массы проблем. Прочитайте, как происходит получение МВУ.
Советы и отзывы путешественников
Прокат авто в большинстве европейских стран невозможен без международного удостоверения. В некоторых странах, например, в Италии и Норвегии, сотрудники компании также могут попросить заверенный перевод прав на итальянский и норвежский языки. Будьте готовы, что работник компании поинтересуется вашим стажем вождения, возрастом и даже номером кредитной карты. Если желаете сэкономить, обращайтесь в малоизвестные прокатные центры – ассортимент и состояние автомобилей хуже, но цены и требования гораздо ниже.
Александр К.
Сколько мы с семьей не объездили на нашем стареньком Шевроле стран Европы, ни в одной из них проблем с российскими правами не было. Ни пограничники, ни полицейские, даже если и останавливали для осмотра, никогда не требовали МВУ – всегда было достаточно российских национальных прав. Но лишь до момента, пока в Бельгии двигатель нашего Шевроле не приказал долго жить… Угроза испорченного отпуска нас не радовала, потому мы принялись искать авто в аренду. Чего же нам стоило найти прокат где не требовалось МВУ – на поиски ушло несколько дней. Потому мой совет один – оформите МВУ и путешествие спокойно.
Дмитрий Д.
Ездили в Италию, взяли по нашим правам дорогую Ауди напрокат, испытывали на что она способна и нас остановила полиция за превышение скорости. В результате машину отобрали, несмотря на наши попытки привести аргументы, что раз по правам дали, то они действительны. После долгих и неприятных разговоров с полицией пришлось заплатить штраф, оплатить эвакуацию машины в прокатную контору. После этого приключения побежали с мужем в ГИБДД и оформили МВУ меньше чем за час. Так что лучше иметь дополнительный документ и не портить себе отпуск.
Ольга Н.
Заключение
В заключение обратим внимание на несколько главных выводов, о которых водители всегда должны помнить:
- большинство стран Европы — члены Венской конвенции, а потому ездить по их территории можно по внутренним российским правам;
- в странах-подписантах Женевской конвенции водителю потребуются права международного образца;
- независимо от страны, в которую вы направляетесь, настоятельно рекомендуется иметь при себе и национальные, и международные права – это поможет избежать лишних проблем;
- не рекомендуется ездить без прав – штрафы могут превышать 1 тысячу евро.
Видео : В ЕВРОПУ на СВОЕМ АВТО – ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВА: что нужно знать
Помогла ли вам статья?