С недавних пор у россиян, имеющих паспорта других держав, появилась обязанность сообщать об этом в миграционную службу. По мнению руководства страны, эта мера безопасности поможет предотвратить проникновение бипатридов в органы власти. За несоблюдение закона предусмотрена уголовная ответственность. Рассмотрим, как осуществляется регистрация лиц с двойным гражданством в 2022 году и какие вопросы могут в связи с этим возникнуть.
В чем состоит обязанность
Если вам выдали туристическую визу, позволяющую пробыть в стране несколько месяцев, никуда ходить не надо.
Закон касается лишь граждан РФ, у которых имеется:
- паспорт гражданина иностранной державы;
- постоянный или временный вид на жительство в другой стране;
- иной документ, разрешающий проживать на территории другой страны на постоянной основе.
В течение 60 дней с момента приобретения нового статуса необходимо уведомить ГУВМ МВД (ранее – УФМС) о двойном гражданстве. Причем делать это придется каждый раз при оформлении каждого последующего документа. Если штамп о продлении ставится в одно и то же удостоверение, сообщать об этом не нужно. А вот если выданы новые корочки с новыми реквизитами, обращение в миграционную службу обязательно.
Сделать это можно двумя способами – лично или отправив письмо. Для этого сначала нужно подготовить документы:
- заполнить бланк уведомления;
- сделать копии внутреннего паспорта и иностранного документа.
Если сотрудник требует от вас нотариально заверенные переводы документов на иностранном языке, это свидетельствует лишь о его некомпетентности. На самом деле ничего переводить и тем более заверять у нотариуса не нужно.
Процедура для детей
Если второе гражданство или вид на жительство имеется у ребенка, на него нужно оформить отдельное уведомление. Для этого предусмотрена другая форма бланка. Кроме того, в миграционный отдел необходимо принести свидетельство о рождении (усыновлении или опеке), подтверждающее полномочия законного представителя.
Где найти бланки
Бланки можно взять непосредственно в отделе по миграционным вопросам или в любом отделении «Почты России», а также скачать на сайтах этих ведомств.
Заполнять графы нужно предельно аккуратно: никаких зачеркиваний, исправлений и малопонятных аббревиатур.
Бланк содержит отрывную часть, на которой сотрудник, принявший и проверивший документы, должен поставить штамп учреждения, дату регистрации и личную подпись.
Поскольку вся процедура предполагает личный контакт сотрудников с заявителями, регистрация двойного гражданства через интернет не предусмотрена.
Как выбрать способ
Что предпочесть – визит в миграционную службу или почтовый перевод? Регистрация двойного гражданства в ГУВМ (УФМС) абсолютно бесплатна, но, возможно, придется постоять в очереди. Отправить письмо удобнее, но за данную услугу придется заплатить. Тариф – 320 рублей, оформление заказного письма оплачивается отдельно.
Как уведомить из-за границы
Регистрация граждан с двойным гражданством, постоянно проживающих за рубежом, также необходима, но ни слать писем из-за границы, ни специально приезжать в Россию не нужно. Процедуру можно отложить до очередного визита. На посещение миграционной службы или отправку почтой дается лишь 30 дней.
Есть категория граждан, которые и вовсе освобождены от необходимости отчитываться перед миграционной службой. Речь идет об эмигрантах, имеющих листок убытия, в котором стоит отметка о выезде из страны на ПМЖ.
Большинство выезжающих за границу не решается потерять прописку, предпочитая держать за собой жилплощадь, поэтому российским законодательством они считаются постоянными жителями России. Те, кто перед отъездом выписались, но отметки о выезде на ПМЖ не имеют, считаются лицами без определенного места жительства. Так что им все равно придется пообщаться с миграционной службой.
На что обратить внимание
Как видим, регистрация второго гражданства не самая сложная процедура. Но необходимо помнить:
- нарушение сроков, отведенных для регистрации, карается штрафом;
- отправка уведомления возможна только «Почтой России»;
- прийти в ГУВМ или на почту необходимо лично;
- зарегистрировать ребенка может лишь его родитель;
- повторять процедуру регистрации нужно при получении каждого нового документа.
Помогла ли вам статья?
Думаю, что при желании это можно будет сделать через сайт Госуслуги, не вижу необходимости в этой ситуации суетиться и стоять в очередях.